Методический семинар


 В современном информационном обществе, когда новое нарастает подобно снежному кому, провозглашен принцип образования в течение всей жизни. Для этого необходимо научить школьников учиться, добывать новые знания. Очень важно сформировать у школьника познавательное отношение к миру, интерес к «раскрытию тайн».
Поэтому большое значение приобретает исследовательская работа.
В федеральном государственном образовательном стандарте поисковые и научные исследования рассматриваются как одна из форм организации внеурочной деятельности. В планируемых предметных результатах образования в разделе «Математика. Работа с информацией» провозглашается, что выпускник получит возможность научиться:
- планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
- интерпритировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
 Так что формирование исследовательских навыков в современном мире актуально.



Я работаю по развивающей системе Л.В. Занкова. В этой системе весь методический аппарат подчинен развитию навыков исследовательской деятельности детей. Этим охвачены и уроки, и внеурочная деятельность. Часто исследования, начатые на уроках, продолжаются и после них.
Новизна моего опыта состоит в том, что большое внимание я уделяю так называемым микро-исследованиям. И вот в чем их суть: самое малое незнание не должно остаться без внимания!
Кроме того, я подобрала методики, позволяющие судить об эффективности исследовательской деятельности.
Ну и конечно, исследования всех уровней должны вестись в системе, по одной схеме.
На уроках в основном реально провести микро-исследования, иногда – мини-проекты. Во внеурочной работе простора, конечно больше. Здесь и мини-проекты, и крупные исследовательские проекты. И конечно, кружок «Я – исследователь», где как раз изучалась методология исследования.

Важную роль в моей работе по формированию исследовательских навыков играет кружок «Я – исследователь».  Здесь большим подспорьем были методические разработки А. Савенкова, в частности, учебник-тетрадь для младших школьников.
На кружке мы учимся искать проблему, формулировать тему исследования, выдвигать гипотезу, планировать работу, подбирать методы исследования, обрабатывать данные, готовиться к публичной защите.
И все эти умения отрабатываются на конкретном практическом материале.
Хорошим практическим приложением получаемых знаний стали уроки и внеурочная работа.


Как я уже сказала, на уроках я приучаю ребят проводить микро-исследования.
Если встретили что-то неизвестное ранее или противоречивое, нельзя проходить мимо. Надо разобраться до конца.Предположить, что это означает и уточнить в справочной литературе. Подумать, какие это вызывает ассоциации, с чем это можно сравнить, где это еще может встретиться. Будто рассматриваем ВСЕ грани многогранника. Приведу несколько примеров.Встретилось слово «былина». Анализируем. Наверно, связано со словами «Было», «Быль». Может, в противоположность сказке, где события вымышленные? А все ли в былине правда? Кто-то уже читал былины. Ведь там явно есть преувеличения. Может, былина – промежуточное между сказкой и былью? Далее смотрим разъяснения в учебнике и словарях…
Встретилось понятие «Красная книга». Почему красная? В сказках встречали слово «красная» в смысле «красивая». Но здесь – вряд ли. Скорее всего красная, так как это цвет опасности, привлекающий внимание. Решаем уточнить в интернете. Оказывается, в Красной книге еще и цвет страниц несет информацию…
Или приступаем к теме «Ледовое побоище». А что означают эти два слова? Строим ассоциативный куст. Ледовое – значит, на льду. Значит, дело было зимой? Лед, значит, река озеро, болото? Побоище – от слова бой, биться? С кем бились? Наверно, с врагом. Наверно, за родину.
Или читаем текст «Бобры».Или читаем текст «Бобры».

Интересно, сколько в нем информации! Особенно хорошо это видно, если представить ее схемой.
А вот мы сравнили словоизменение и словообразование — составили сравнительную таблицу…
В результате такой работы ребята приучаются рассуждать. Но главное – докапываться до всего, не оставлять белых пятен.


Мини-проекты – это уже более широкий взгляд на какую-то тему. Мы провели несколько таких проектов. И везде применяли исследовательские умения, получаемые на кружке. Какие-то проекты предложены в учебниках, другие приходили в голову сами.


В 3-4 классе мы провели несколько крупных исследовательских проектов.Первый – «Мы идем в цирк!», где работали в направлениях:- история возникновения цирка;- разнообразие цирков;- разнообразие профессий артистов цирка;- известные артисты цирка;- что такое арена, купол;- как оформляются афиши, программки, билеты.На городском семинаре было представлено занятие кружка на основе работы по данному проекту.  



Второй – «Страсти по шоколаду», где работали в направлениях:
- что такое шоколад?
- История возникновения шоколада;
- производство шоколада;
- влияние шоколада на организм: мифы и реальность;
- проводили соц. Опрос: любите ли вы шоколад (взрослые/дети).
С данным проектом приняли участие в школьном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов «Прикоснись к науке».

Третий  - «Покормите птиц зимой», где работали в направлениях:
- какие птицы зимуют в нашей области;
- чем можно кормить птиц, остающихся у нас на зиму;
- строительство и развешивание кормушек около школы;
- наблюдение и подкармливание.
С данной работой приняли участие в областном природоохранном конкурсе «Покормите птиц зимой».

Четвёртый - «Музей старинных вещей», где работали в направлениях:
- история старинных вещей;
- где могут храниться такие вещи?
- история создания музеев;
- чем заменили эти вещи сейчас?
- создание мини- музея в классе.

 \\

Итак, я организую исследовательскую деятельность детей системно. И это дает свои результаты.
Часто педагоги затрудняются в подборе методик, позволяющих определить эффективность работы.
Вот какая подборка методик у меня.
Сейчас — о каждой методике подробнее.

Существует методика Ивашовой для определения уровней сформированности исследовательской деятельности. Для определения уровня ею разработаны специальные критерии.


И конечно, надо смотреть динамику показателя.И вот как изменилось распределение детей по уровням в моем классе. Для примера беру 2 класс и 4 класс.На начальном этапе, конечно, большинство находилось на исходном уровне. А в конце проекта я уже распределила своих детей по уровням по-другому. Да, большинство на начальном уровне. Но, во-первых, мы все ушли от исходного. Во-вторых, 5 чел. уже можно отнести к продуктивному уровню, а одного даже – к креативному.



Овладение навыками исследовательской деятельности должно повлиять на мотивацию учения. Значит, по динамике мотивации, хотя и косвенно, но можно судить о развитии навыков исследовательской деятельности, о повышении интереса к ней. Мотивация учения измеряется по методике Гинзбурга. Для примера покажу вам, как изменялась мотивация в моем классе за два года: со 2 до 4 класса. На диаграмме видно, что значительно увеличилось количество детей с высокой мотивацией (синий цвет) и с нормальной (красный цвет).




Другой методикой, позволяющей судить об овладении детьми навыками исследовательской деятельности, я считаю методику «Мотивация к учебным предметам» Казанцева.
Для примера также возьму свой 2 класс и 4 класс.
Если во 2 классе (см. синие столбики) самыми любимыми предметами были физкультура, технология, ИЗО, т.е. «легкие», а основными причинами предпочтения были интерес, занимательность, легкость в усвоении, то к концу 4 класса достаточно вырос интерес к более сложным предметам: окружающий мир, математика, русский. К физкультуре, музыке, ИЗО наблюдается даже некоторое снижение интереса за счет перевода его на другие предметы!
И среди причин предпочтения предметов на первом месте – «заставляет думать». Значит, дети почувствовали вкус к размышлению, исследованию.



Одним из показателей сформированности навыков исследовательской деятельности является любимая учителями методика: рассмотрение динамики качества знаний в классе. Как и следовало ожидать, в моем классе за 2 года качество знаний повысилось практически по всем предметам.


Еще одним косвенным показателем является активность участия детей в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах. Для примера я взяла результаты за 3 класс.




Итак, я рассказала о своем опыте по формированию исследовательских навыков младших школьников, о направлениях работы, результатах, новизне опыта.В заключение — о том, возможно ли использовать мой опыт другими учителями. Я считаю, что данный опыт возможно использовать учителями, работающими по любому УМК. Но необходимо во внеурочной деятельность вести кружок по методологии исследования.
 И хочу обратить ваше внимание на трудоемкость опыта. Материалы каждого урока необходимо тщательно прорабатывать на возможность включения исследования.



Комментариев нет:

Отправить комментарий